Таможенные риски импортеров товаров для Карачаганакского месторождения

Равиль Кассильгов, партнер

Диас Туркенов, юрист

ТОО «Тукулов и Кассильгов Литигейшн»

Таможенные риски импортеров товаров для Карачаганакского месторождения

Карачаганакское месторождение (также известное как Карачаганак) - это одно из крупнейших в мире месторождений нефти и газа, расположенное в западной части Казахстана. Данное месторождение является совместным проектом Правительства Республики Казахстан и нескольких международных нефтегазовых компаний.

Принимая во внимание, что Карачаганак является одним из крупнейших и важных проектов в Казахстане, для регулирования раздела продукции и доходов от данного месторождения, 18 ноября 1997 года между участниками проекта было заключено Окончательное Соглашение о разделе продукции подрядного участка Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения («ОСРП»). Следует отметить, что именно ОСРП сыграло важную роль в обеспечении стабильности и предсказуемости деятельности на месторождении для участников проекта. В частности, участникам проекта была гарантирована стабильность законодательства, которая заключается в применении правовых актов, действовавших на момент заключения ОСРП.

Более того, в целях урегулирования спорных вопросов, возникших в ходе реализации ОСРП, 13 декабря 2011 года постановлением Правительства Республики Казахстан №1525 утверждена Инструкция о налоговом режиме ОСРП («Инструкция»), которая регулирует налогообложение лиц, задействованных в Карачаганакском проекте.

Примечательно, что на основании ОСРП и Инструкции, вышеуказанная стабильность законодательства в определенной части также распространяется и на лиц, которые не являются ни недропользователями, ни даже участниками ОСРП. Принимая во внимание недостаточную осведомленность субъектов предпринимательства относительно Инструкции и таможенных аспектов ОСРП, данное обстоятельство в свою очередь влечет для таких лиц риски доначисления таможенных пошлин и пени.

Так, для целей налогового и таможенного администрирования лиц, задействованных в Карачаганакском проекте, п. 1 Инструкции устанавливает понятие «Субподрядчика», который подразумевает лицо, с которым сторона ОСРП, созданная ей компания или ее правопреемник («Подрядчик») имеет отношения по получению товаров и услуг по деятельности, связанной с ОСРП. Иными словами, это лицо, заключившее с Подрядчиком любой гражданско-правовой договор на оказание услуг, выполнение работ и (или) поставку товаров для целей осуществления нефтегазовых операций на Карачаганакском месторождении.

Далее, пунктом 115 Инструкции предусмотрено, что Подрядчик и его Субподрядчики уплачивают таможенные пошлины в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 20 июля 1995 года № 2368 «О таможенном деле в Республике Казахстан» («Указ о таможенном деле»).

Вышеуказанное положение согласуется с п. 1 ст. 563 действующего Таможенного кодекса[1], согласно которому, к правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) в Республике Казахстан до вступления Таможенного кодекса в силу и возникающим после его вступления в силу, применяется таможенное законодательство Республики Казахстан, в соответствии с которым действуют соответствующие контракты.

Разделом 19.7 ОСРП также предусмотрено, что Подрядчик и Субподрядчики уплачивают таможенные пошлины в соответствии с Указом о таможенном деле.

Между тем, в соответствии со ст. 110 Указа о таможенном деле, ставки таможенных пошлин на ввозимые товары устанавливались Правительством Республики Казахстан. В этой связи, для целей ОСРП, применению подлежат ставки таможенных пошлин, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан № 960 от 12 июня 1997 года.

Таким образом, к таможенным правоотношениям, вытекающим из сделок между Подрядчиками и третьими лицами, применяется таможенное законодательство Республики Казахстан, действовавшее на момент заключения ОСРП.

К примеру, если местное ТОО, которое не является недропользователем и не имеет никого отношения к ОСРП, осуществляет деятельность по торговле аппаратами для измерения или контроля количества тепла, звука или света, которые само же ввозит в Казахстан, то по общим правилам, при импорте таких товаров ТОО обязано уплатить таможенные пошлины в соответствии с Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 февраля 2017 года № 58, по ставке 0%.

При этом, если ТОО реализует эти же товары в пользу АОЗТ «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.», то в таком случае, таможенные пошлины за указанные товары уже должны уплачиваться по ставке 10%, определенной постановлением Правительства Республики Казахстан № 960 от 12 июня 1997 года.

Игнорирование поставщиками вышеуказанных особенностей таможенного регулирования при взаимодействии с компаниями ОСРП, влечет для них доначисление сумм неуплаченных таможенных пошлин и пени по результатам таможенного контроля.

Как показывает судебная практика за 2022-2023 годы[2], описываемые в настоящей статье таможенные риски остаются актуальными для бизнеса. Отмечаем, что по данному вопросу у судов выработана единообразная позиция о применимости особых ставок таможенных пошлин при импорте товаров для Карачаганакского проекта.

Ввиду изложенного, для избежания доначислений значительных сумм таможенных пошлин, импортерам товаров в Казахстан следует учитывать, что факт поставки товаров в пользу любой из сторон ОСРП, учрежденной ей компании или ее правопреемнику, которые она/они могли бы использовать для целей ОСРП, обязывает поставщиков применять при импорте таких товаров ставки таможенных пошлин, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан № 960 от 12 июня 1997 года.

ТОО «Тукулов и Кассильгов Литигейшн» оказывает широкий спектр юридических услуг по представлению интересов компаний в спорах с налоговыми органами. Практика фирмы включает десятки выигранных дел по недопущению доначислений на значительные суммы, как в судебном, так и внесудебном порядке. Для получения дополнительной информации или любых вопросов, пожалуйста, обращайтесь к партнеру фирмы Равилю Кассильгову по [email protected] или +7 705 330 77 03.


[1] Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан».

 

[2] Дело № 2794-22-00-4/124; дело 6001-19-12-6а/93; дело 2794-22-00-4/705; дело № 2799-23-00-4а/28; дело № 2394-22-00-4/433; дело № 2399-22-00-4а/248.