Министерству юстиции РК следует либерализовать доступ к закупу юридических услуг по представительству Казахстана в международном арбитраже

Бахыт Тукулов

Насколько мы понимаем из общедоступных источников, в 2019-2023 годы на защиту интересов Республики Казахстан («РК») в иностранных судах и арбитражах Министерство юстиции РК ежегодно тратило от 15 до 21 млрд. тенге (около 33-46 млн. долл. США). Таким образом, на эти цели за последние пять лет выделено около 93 млрд. тенге (либо около 200 млн. долл. США). Львиная часть этих средств (предположительно, около 65 млрд. тенге) тратится на международные арбитражи по искам иностранных инвесторов к Правительству РК за нарушение различных договорных обязательств, а также обязательств в рамках международных соглашений о поддержке и взаимной защите инвестиций (вспомним, дело Стати).

Примечательно то, что, судя по публичным данным, первый иск в международный арбитраж к Казахстану был предъявлен в 1996 году (дело по иску Biedermann), а самое недавнее публично доступное решение датируется 2018 годом (дело Windoor). Судя по публичным источникам, за последние 27 лет в отношении РК вынесено не менее 19 решений арбитражей. И это, не считая десятков международных арбитражей, решения по которым не опубликованы. Таким образом, иски к РК в иностранных судах и международных арбитражах предъявляются регулярно и с растущей частотой.

Из анализа публично доступной информации можно сделать вывод о том, что Республику в иностранных судах и международных арбитражах представляют исключительно международные юридические фирмы, головные офисы которых, в основном, расположены в США и Великобритании. Это означает, что эти 65 млрд. тенге не только утекают заграницу, но и то, что судьба активов Республики решается иностранными юристами. Мы ни в коем случае не ставим под сомнение профессионализм и этику иностранных коллег. Но то, что судьба миллиардов долларов активов Республики фактически находится в руках иностранных юристов – заслуживает внимания.

Для сравнения, Украину в международных арбитражах нередко представляют украинские юридические фирмы и юристы. Юридические фирмы из Кыргызстана также научились представлять свою республику в международных арбитражах. А в Казахстане денег много, и они уходят зарубеж. За 27 лет можно было не только взрастить целое поколение юристов-международников, способных представлять Казахстан в международных арбитражах, можно было дать им возможность набрать десятки лет опыта в лучших международных фирмах, чтобы использовать этот опыт во благо Казахстана.

При этом, с 2007 года, то есть уже 16 лет, Закон РК «О государственных закупках» не распространяется к закупу услуг по представительству Казахстана в международных арбитражах. Иными словами, Министерство юстиции с 2007 года не было обязано проводить для таких услуг какой-либо тендер. На протяжении 16 лет и в настоящее время критерии выбора той или иной юридической фирмы – непрозрачны. Возможно, с этим и связано недавнее задержание бывшего министра юстиции.

Даже если Казахстан и не умеет строить мерседесы, но научиться говорить на юридическом английском, получить отличное западное образование, научиться писать тексты и представлять Республику в международном арбитраже, мы бы точно смогли. Можно было оставлять эти деньги в Казахстане в виде образования, заработных плат, а также формирования других сопутствующих кластеров услуг. Далее можно оказывать содействие соседним странам, как это, например, делают не только украинские, российские юридические фирмы, но и фирмы из Кыргызстана.

В связи с чем, возможно, именно сейчас настало время пересмотреть подходы к закупу юридических услуг Министерством юстиции. Возможно, пришло время пересмотреть отношение к тому, почему юристы из Казахстана не представляют страну в международных арбитражах. Количество исков не уменьшается. Это разве не являются частью суверенитета.

Обеспечение возможности участвовать в тендерах и их прозрачности при закупе юридических услуг создаст у казахстанских юридических фирм соответствующие стимулы к постепенному импортозамещению таких услуг. Со временем хотя бы в этом вопросе мы, как страна, могли бы стать самодостаточными.